.

ВАЖНО!

RSS
Указ о проведении в России Года добровольца11.12.2017 12:01
6 декабря 2017 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)». подробнее »
Все важные публикации

Баннерная сеть

Президент РоссииПравительство Российской ФедерацииМинистерство культуры Российской ФедерацииГубернатор Челябинской областиПравительство Челябинской областиМинистерство культуры Челябинской областиАдминистрация города ЧелябинскаПортал Культура.рф

Информация о работе «прямых линий» по вопросам антикоррупционного просвещения в Управлении культуры Администрации города Челябинска

Управление гражданской защиты города Челябинска предупреждает о необходимости соблюдения населением мер пожарной безопасности

АИС

Информационные партнеры

[Версия для печати]

В завершении прошлого года, Года культуры, в России был утвержден уникальный документ – «Основы государственной культурной политики». Он определяет базовые правила взаимоотношений государства, общества и деятелей культуры. О том, что такое культурная политика, и как она осуществляется в нашем городе, мы решили поговорить с представителями этих  трех сфер.

 

 

Для начала, мы попросили начальника управления культуры Дмитрия Владимировича Назарова рассказать о специфике работы департамента, оценить его эффективность и вспомнить самые яркие события 2014 года.


- Дмитрий Владимирович, скажите, как Вы оцениваете инициативу принятия такого программного документа как «Основы государственной культурной политики»?

 

- Безусловно, оцениваю положительно. Этот документ позволит обратить повышенное внимание на культурное развитие граждан, особенно молодежи, на сохранение традиций и нравственности в нашем обществе.

 

- Как Вам кажется, на фоне довольно напряженной экономической ситуации такие инициативы как проведение Года культуры и утверждение «Основ...» оправданы?

 

- Не только оправданы, но и необходимы. Культура – это фундамент, на котором стоит общество. Прошлый год доказал нам, что планомерная совместная работа приносит видимые результаты. Год, который мы вместе пережили, был интересен, богат на события. Он в очередной раз доказал сплоченность россиян, их солидарность в отношении родной истории. Мне видится важным продолжать эту работу.

 

- Можно ли культурой управлять, и что для вас лично значит это понятие – «культура»?

 

- Культура – это чистота помыслов, то, что возвышает человека, знание истории, способность учиться и развиваться. Управлять культурой – значит предоставлять горожанам возможность пользоваться продуктами культуры, лучшими образцами художественного творчества, выбирать то, что им по душе, но это должно быть высокого качества.

 

- Многое ли удалось сделать из того, что было запланировано управлением культуры?

 

- Удалось многое. Надо сказать, что культура ни в прошлом, ни в этом году не финансируется по остаточному принципу. Могу утверждать, что в течении всего года принимались решения, которые носили практический характер, обеспечивалось планомерное финансирование тех задач, которые перед нами стояли.

 

Например, мы вдохнули жизнь в Музей истории городского быта, к открытию которого долго готовились, наконец, это случилось. Скоро экспозиция будет работать в постоянном режиме, и учреждение станет прекрасным центром сохранения исторического наследия города.

 

Также мы получаем благодарности от горожан за благоустройство мест отдыха. Во многих районах появились новые площадки для прогулок и занятий спортом. Например, открылся сквер «Семейный», «Сад Победы» оснащен спортивными объектами, по улице Братьев Кашириных развернута современная детская площадка, полностью безопасная, с мягким покрытием – всего этого очень не хватало в городской среде.

 

Все творческие проекты, которые мы запланировали, были реализованы – фестивали «Полный артхаус», «Человек театра», фестиваль кузнечного искусства, городские праздники – все прошло на высоком уровне.

 

Кроме того, мы гордимся, что в этом году у нас появилось новое учреждение культуры – дворец культуры «Сосновка». Теперь это оснащенное комфортное помещение, которое кипит творческой жизнью, там обучается много детей. В этом году мы намерены провести ремонтные работы в спортзале, сейчас там есть, на что обратить внимание. Хочется, чтобы «Сосновка» стала таким комплексным местом, где ребята смогли бы с удовольствием заниматься спортом.

 

- Много ли детей посещает культурно-досуговые учреждения?

 

- Мы явно увидели на примере поселка «Сосновка», что такая потребность у ребят есть, родители с радостью записывают детей на занятия. Могу сказать, что, к счастью, культурные формы досуга среди населения по-прежнему популярны.

 

- Как Вы в целом можете оценить общий культурный уровень в Челябинске?

 

- Оцениваю хорошо, потому что во многих отраслях культуры наблюдается положительная динамика. Но для себя я всегда отмечаю моменты, над которыми необходимо работать.  Культурный уровень можно и нужно воспитывать, прививать с детства. Важно, каким содержанием мы его наполняем, что мы для этого делаем, какие творческие пространства для этого создаем, как способствуем повышению этого уровня. И это наша задача - показывать действиями, что такое хорошая творческая идея, что такое ее реализация.

 

- Скажите, а в чем, по-вашему, специфика челябинской культуры?

 

- Как начальник управления культуры, могу сказать, что наша сила в людях, в работниках культуры. У нас великолепный кадровый потенциал, отличающийся высоким профессионализмом. Я горжусь, что мне довелось работать с этими идейными искренними людьми.

 

- Раз уж мы заговорили о кадрах, расскажите, как осуществляется политика в этом направлении. Как планируете привлекать молодых специалистов?

 

- Работают целенаправленные программы, которые помогают привлечь  молодые кадры. Сейчас, когда уровень средней зарплаты работника культуры вырос, для молодых людей это уже хорошие деньги. Кроме того, это и стабильность, и гарантии, и соцпакет. Молодежь видит реальную возможность реализовывать себя здесь. Добавлю, что молодые специалисты получают стимулирующую надбавку. Поэтому мы видим, что за последние несколько лет молодых людей в культуре стало гораздо больше, они с большим энтузиазмом приходят в нашу сферу, занимаются любимым делом.

 

- 2015 начался напряженной работой – открыли Год литературы, провели фестиваль «Полный артхаус», «Человек театра», несколько городских мероприятий. Какие еще планы?

 

- Время сейчас интересное. Год литературы – это еще одна важная инициатива. Весь цикл мероприятий, которые запланированы, мы планируем реализовать. Впервые ко Дню города мы также будем проводить фестиваль авторского кино «Человек и его дело» под руководством Сергея Мирошниченко. Этот проект направлен на популяризацию культуры и поддержку талантливых горожан. Порядка трех международных конкурса пройдут в наших детских школах искусств.

 

Ну, и, конечно, самое важное и дорогое для нас событие - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

 

- Кого бы Вы могли назвать Человеком года, прошедшего под знаком культуры?

 

- Не могу никого выделять. Ко мне много образов сейчас пришло, и объединяет этих людей то, что они все фанаты культуры.  Работник культуры – вот Человек года! За счет его таланта и упорной работы у нас все и получилось.

 

 

 

Дать оценку «Основ государственной культурной политики» и рассказать о своем взгляде на культуру Челябинска мы пригласили члена Общественной палаты Челябинской области, проректора по научной работе института экономики и права им. М. В. Ладошина, доктора культурологии Сергея Борисовича Синецкого.

 - Сергей Борисович, скажите, как Вы оцениваете концепцию «Основ государственной культурной политики»?

- Это качественно сделанный обнадеживающий документ. Для нас здесь принципиально важно то, что культура объявляется безусловным приоритетом перед экономикой, перед иными сферами жизни общества. То, о чем ученые говорят уже давно, канонизировано в документе – все строится на фундаменте культуры. Другое дело, что такой документ надо было принимать раньше, поскольку первые результаты культурной политики проявляются только лет через 15-20.

 - Что, по-Вашему, нужно делать, чтобы мы в скором будущем все-таки увидели плоды этой концепции?

- Разумеется, нужно чтобы, во-первых, положения этого документа исполнялись, во-вторых, необходимо, чтобы исполнители были грамотные. Нужно развивать менеджмент в культуре. У нас в стране прекрасные художники, творцы, им некогда заниматься продвижением, они создают гениальные художественные образы, а вот показать эти образцы культуры народу – задача менеджеров.

 - Как можно управлять культурой?

- Культурой управлять можно и нужно. Ведь это, по-сути, искусственное образование, чтобы поддерживать культуру необходимо прилагать усилия. Когда мы перестаем стараться, развиваться, стремиться к чему-то высокому, начинается деградация. Специальные усилия требуют ресурсов и кадров.

 - Думаете, у этого проекта есть потенциал стать живым и получить воплощение в жизни?

- Концепция не рождается только в голове ученого. Это живой консенсусный документ, который нужно обсуждать, иначе он останется мертвым грузом.

Концепция – это смыслы, которые закладываются, которые необходимо реализовывать. Следующий уровень работы – это программа действий, потом следует разработка конкретных проектов. Но чтобы что-то исполнять, в это надо верить, это надо видеть. Концепция закладывает именно такие смыслы, общее видение и направление развития.

 - В чем, на Ваш взгляд, состоит основная проблема документа?

- Проблема культурной политики состоит  в несоотносимости идеологического документа с оргуправленческим механизмом. С одной стороны, мы видим, какое высокое место отводится этой сфере в «Основах…», с другой стороны, знаем, какое место она занимает в иерархии министерств, например. Каким образом гуманитарные министерства могут быть двигателями идей и управленческих решений, если они уже вписаны в системы этих отношений и занимают там определенные позиции? Как разрешить это противоречие? Основная проблема в том, как эта политика будет претворяться в жизнь. Текст документа хороший, но в его реализации нужна системность.

Еще хочется отметить, что в новой концепции я бы сделал упор не на административные, а на самоорганизационные способы мотивации в культуре. Но для этого надо многое менять. Например, нужно развивать институт меценатства, придавать ему правовой статус, активнее использовать возможности частно-государственного партнерства. Полномочия государства должны быть уменьшены ровно настолько, насколько их будет готово взять на себя частное лицо. Другое дело, что частник должен принимать участие с некоторыми обязательствами, быть социально ответственным.

 - Год культуры, который прошел в 2014, как Вы считаете, был успешен?

- Мне не кажется, что за этот год произошел какой-то существенный прорыв. Но радует, что на эту сферу, наконец, обратили внимание.

 - Какое событие Вы могли бы назвать ключевым в Год культуры?

- Для меня главное событие – это, конечно, принятие «Основ культурной политики». Что касается событий в нашем городе, то это, во-первых, возрождение органного зала. Хочется вспомнить, то, как великолепно выступил в Сочи ансамбль «Урал», став действительно брендовым коллективом.

Еще было два знаковых события в нашей области, на мой взгляд, уникальных, но оставшихся в тени. В 2014 году было 75-летие Магнитогорской консерватории им. Глинки и 70-летие хоровой капеллы им. Эйдинова. Состоялся прекрасный симфонический концерт. К сожалению, не могу сказать, что это событие было по-достоинству оценено. Там одних лауреатов международных конкурсов почти три десятка. Представляете, ведь это уровень лучших зарубежных коллективов. А кто у нас про него знает, кроме узкого круга профессионалов? К слову о культурной политике, ведь только и нужно было, что рассказать людям о событии, но этого сделано не было.  

 - Все-таки, можно сказать, что культура в СМИ сейчас не на первых полосах повестки дня, тем более, академическое искусство.

 - Так быть не должно. Без элитарной культуры страна погибает, перестает быть конкурентоспособной. Доказано учеными, что инженерная мысль развивается там, где до этого развивалось академическое исполнительское искусство. Происходит это по той причине, что именно классическое искусство формирует сложный тип мышления. Давно замечено, что в Японии, Южной Корее, Китае подъем инженерной мысли начался тогда, когда они в общеобразовательную программу стали вводить предметы, связанные с изучением академического европейского искусства. Гастрольная афиша Китая и сейчас такая, что не снилась Москве и Нью-Йорку.

Элитарная культура является таковой, потому что мы так договорились ее называть. В XIX веке она была массовой, и мы должны уходить от этого опрощения, пытаться прикладывать усилия, чтобы наоборот выдвигать такие события в топы новостей, рассказывать людям о них, тем самым мы заботимся о будущем наших детей, об их развитии. 

 

С тем, что музыкальное образование – важнейший компонент в общекультурном развитии детей, согласна и директор Детской школы искусств №8 Елена Юрьевна Жукова. С ней мы поговорили о том, как работает культурная политика в отдельно взятом учреждении.

 - Весь прошлый год был посвящен культуре. Было ли оправдано такое решение?

 - На мой взгляд, на фоне проблем в экономике ориентация должна быть в первую очередь именно на сферу культуры. И решение об объявлении 2014 года Годом культуры было абсолютно логичным. Во-первых, потому что необходимо развивать и поддерживать культурный слой в нашей стране, во-вторых, это способствует позиционированию России как высококультурного государства. Но самое главное, это то, что Год культуры был в первую очередь адресован молодому поколению. В молодежной среде зачастую превалирует ориентация на западные ценности, нужно обязательно демонстрировать молодым людям роль родной культуры.

 - Можно ли считать год удачным?

 - Основная задача и, соответственно, сложность реализации этого года была в том, чтобы Год культуры, как выразился один режиссер «не ушел на экран», не стал информационным фоном. В нашем городе было сделано многое, чтобы 2014 оставил след в жизни Челябинска. Он был насыщен реальными, практическими событиями, которые позволили повысить уровень, в том числе, и массовой культуры. Каждый горожанин смог почувствовать себя причастным к сфере культуры. Это был яркий, богатый на события год.

 - А как Вы лично в своей школе ощутили реализацию стратегии Года культуры?

 - Мы почувствовали это с первых дней. Буквально в первые дни января прошлого года состоялся очень интересный семинар, куда мы приглашали делегацию из Курганской области. К нам приезжали директора курганских детских школ искусств. Мы делились своим опытом того, как нам удается развивать творческое начало в детях, как мы учим ребят музыке. Это мероприятие получило высокую оценку Учебно-методического центра Челябинской области и Министерства. Затем нам посчастливилось принимать участие во всех знаковых культурных мероприятиях города Челябинска. Все детские школы искусств под руководством управления культуры были задействованы в таких знаковых событиях как чемпионат мира по дзюдо, например.

 - Казалось бы, что общего у чемпионата мира по дзюдо с Годом культуры.

 - Это было нашим общим делом – представить всему миру лицо региона. Челябинск с большим размахом встречал мировое первенство. В городе было развернуто большое количество культурных площадок. Нашей школе довелось в течении двух дней выступать на культурной площадке арены «Трактор», которая была развернута управлением культуры. Нужно было видеть, с каким изумлением иностранные делегации смотрели на наших юных музыкантов, которые играли на народных инструментах и исполняли русские фольклорные композиции. Для нас это было очень важным событием в августе.

Можно вспомнить и еще один интереснейший опыт. Мы принимали иностранную делегацию в рамках проекта «Шелковый путь дружбы: диалог культур», организованного управлением культуры. К нам приезжали одаренные дети из Азербайджана. Мы постарались показать им свою русскую культуру, а они открывали для нас свой мир. Это был удивительный обмен культурными пластами наших стран, который перерос в настоящую дружбу. В этом году мы планируем посетить Азербайджан с ответным визитом, и показать в свою очередь мастерство наших детей.

- Как вы оцениваете уровень музыкальной культуры в Челябинске?

 - Конечно, Челябинск – столица Южного Урала, в том числе музыкальная столица. Если можно сравнить музыкальное искусство с птицей, то раньше город лавировал на одном крыле, потому что был только концертный зал Челябинской филармонии, а органный зал на какое-то время переставал существовать. К счастью, в этом году открытие зала «Родина» помогло музыкальному Челябинску полноценно расправить крылья. Наше концертное объединение проводит столько разноплановых концертов, что каждый челябинец теперь может выбрать на свой вкус то мероприятие, которое ему близко.

- Что дает музыкальное образование ребенку?

 - Теоретик музыки Дина Кирнарская в одной из своих статей обозначила десять причин, почему стоит отдать ребенка в музыкальную школу. Она там четко прописывает, что дает ребенку такое образование. В частности, там говорится, что основная ценность в том, что занятие музыкой формирует из детей маленьких Цезарей, людей, которые одновременно могут выполнять множество задач. Ребенок, который учится в детской школе искусств, умеет совмещать музыку и занятия в обычной школе. Исполняя музыкальное произведение, он, несомненно, помнит и начало, и развитие, и конец. Эти навыки позволяют ему легче ориентироваться в нашем многозадачном обществе.

Кроме того, музыка развивает математические способности и внимательность, ведь нужно уметь отсчитывать такты, ориентироваться в пространстве, смотреть на дирижера. Развивается моторика, работают оба полушария мозга. Дети, которые имеют музыкальное образование, гораздо легче овладевают иностранной речью. Такими сложными языками, как китайский и японский, например. Им легче удается фразировка, у них развита интонационная готовность четко повторить, что очень важно в восточных языках.

В Оксфорде есть статистика, что 90 % профессорского состава имеет музыкальное образование. Кроме того, дети, которые получили музыкальное образование, более толерантны, они более милосердны, более культурны. Также учеба в музыкальной школе оформляет досуг, дети имеют четкую цель, это их уберегает от влияния улицы.

 - Много ли выпускников выбирают профессию музыканта?

 - По статистике, в музыкальных школах учатся 2% от всего детского населения, из них только 2 % делают выбор в пользу того, чтобы стать профессиональным музыкантом. 5-6 детей каждый год из наших детей поступают в высшие учебные заведения, это, прежде всего, Южно-Уральский институт музыки и академия культуры. Но есть и такие удивительные звезды, которые поступают в Московскую консерваторию, в Петербургскую консерваторию. В прошлом году две наши очаровательные вокалистки поступили в академию имени Гнесиных.

 - Абитуриентов становится больше или меньше в последнее время?

 - Численность поступающих увеличивается, более того, мы впервые за несколько лет наблюдали конкурс при поступлении на отделение гитары, флейты, саксофона, аккордеона, скрипки. Также, наверное, с подачи таких популярных телевизионных проектов как «Голос», «Голос. Дети» многие ребята видят себя певцами. Поэтому на отделения академического пения у нас просто аншлаг – три-четыре человека на место. Мы с удовольствием всех выслушиваем, и если ребенок пока не готов поступить на отделение сольного пения, мы рекомендуем ему развивающую программу, благодаря которой он может развить свои навыки и поступить еще раз на отделение сольного пения.

 - А что с преподавательским составом, приходят новые педагоги?

 - В нашей школе, к счастью, кадрового голода нет. У нас очень стабильный коллектив, но мы понимаем, что нужно растить новых педагогов. Гордимся тем, что в прошлом году приняли на работу двух молодых специалистов. Игорь Михайлович Шаповалов и Аниля Миндегалиевна Халикова закрывают вакансии по таким «остросюжетным» направлениям как академический вокал и обучение по классу трубы. Это замечательные молодые люди. Видно, что они преданы делу, очень любят детей, с энтузиазмом участвуют во всех мероприятиях, которые проводятся в нашей школе. Благодаря решению городской Думы молодым специалистам оказывается поддержка - стимулирующие выплаты. Надеемся, что молодежь будет охотно приходить работать в школы искусств, ведь достаточно много юношей и девушек действительно искренне хотят передать свой опыт и мастерство детям.  

 - Важнейшим компонентом культурной политики является обеспечение материально-технической базы, как обстояло с этим дело в Год культуры?

 - Не только 2014 год, но и предыдущий был для нашей школы очень удачен. Прежде всего, потому, что работает министерская программа пополнения парка музыкальных инструментов. В прошлом году мы смогли купить инструментов на сумму около 400 тысяч рублей.  В этом году эта замечательная тенденция продолжилась. Сегодня у нас появились в наличии 2 цифровых пианино, новый ксилофон, синтезатор, духовые инструменты, мы приобрели много струнных инструментов, народных.

Во-вторых, хочется сказать о еще одной хорошей тенденции. На данный момент обеспечивается не только зарплатная и налоговая статья, но и осуществляется помощь от управления культуры на ремонтные работы, пусть это косметический ремонт, но, тем не менее, мы смогли привести в приличное состояние все аудитории, потому что говорить об искусстве в обшарпанных стенах и в холоде просто не имеет смысла. Все эти деньги выделяются своевременно, причем не только в рамках Года культуры, еще в 2013 году эти средства начали поступать, я наблюдаю такую систему. Можно говорить, что это не какое-то эпизодическое вбрасывание средств, а системная планомерная работа, которая позволяет повысить материальную базу.



Поделиться:
Дата публикации: 16 марта, 2015 [06:51]
Дата изменения: 20 марта, 2015 [15:48]
← Вернуться
Яндекс.Метрика