[Версия для печати]

V Всероссийский фестиваль авторского кино стартовал 17 февраля. Он приурочен к 115-летию основателя советского кинематографа Леонида Оболенского. 

Церемонии открытия предшествовала пресс-конференция в Зале камерной и органной музыки «Родина». В роли спикеров выступили художественный руководитель фестиваля Вячеслав Шмыров, киновед Зоя Кошелева, вдова Леонида Оболенского Ирина Оболенская,  народный артист России Юрий Назаров, писатель и режиссер Владимир Козлов.

Горячая дискуссия развернулась после высказывания Ирины Оболенской, которую возмутили некоторые картины, вошедшие в репертуар фестиваля, и состав приглашенных лиц.

«Я вообще не понимаю, каким образом имя Леонида Леонидовича Оболенского привязано к кинофестивалю «Полный артхаус», – заявила она. – Считаю, что многие представленные фильмы не достойны имени Оболенского. Они совершенно не соответствуют мировоззрению Леонида Леонидовича. Например, фильм «Аномия», который призван напугать зрителя, создать напряженную атмосферу, который пропитан эффектом неопределенности, и я не могу принять этот фильм. Я не против таких фильмов. Только не под именем Леонида Оболенского, который всегда говорил, что за облаками солнце, он никогда не впадал в дикую тоску и ужас». 

По ее словам, было бы не лишним пригласить на фестиваль документалиста Сергея Мирошниченко и режиссера Никиту Михалкова.

Киновед Зоя Кошелева считает подход Ирины Оболенской к программе фестиваля авторского кино неверным: «Для художника главное – быть свободным. Любой настоящий художник свободен. Свободным художником был и Леонид Оболенский, судя по его роли в искусстве. И, насколько я знаю программу фестиваля, люди, которые здесь будут представлены, – тоже свободные художники. Это самое главное. Мы можем оценивать эти фильмы, но мы не можем их судить, каждый художник выражает свои мысли, чувства так, как считает нужным. Этим и связаны фильмы нынешней программы «Полного артхауса» – «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, режиссерские работы Леонида Оболенского, конкурсные работы современных режиссеров. Их объединяет свобода творчества. Этого достаточно». 

Свое мнение высказал худрук фестиваля Вячеслав Шмыров: «Ничего странного в этом нет. «Полный артхаус» стал преемником «Нового кино России», который впервые состоялся 16 лет назад. Это было в то время, когда в прокате российских картин практически не было, кинотеатры только начинали реконструироваться. А мы привозили фильмы, которые позволяли челябинскому зрителю понять, что наше кино не умерло. Помимо этого, устроители фестиваля многое сделали для того, чтобы защитить память о Леониде Леонидовиче Оболенском, - заметил он. - Мы показываем то авторское кино, которое в условиях сегодняшнего проката не имеет возможности дойти до серьезного зрителя. А творческое наследие Оболенского можно характеризовать по-разному. Сегодня на церемонии открытия мы увидим отрывки из его режиссерских и актерских работ, которые свидетельствуют, что он не боялся низких жанров - комедии абсурда и мелодрамы на тему мещанского романса».

Автор фильма «Аномия» Владимир Козлов парировал, что не собирается защищать свою работу: «Процитирую человека, от моего кино довольно далекого, который вручал приз другому моему фильму – «Десятка», он сказал, что кино должно быть разным. Поэтому приходите, смотрите, оценивайте».

«Свободу можно трактовать по-разному. Она может быть со знаком плюс и со знаком минус. Сейчас много свободы с отрицательным знаком, - считает народный артист России Юрий Назаров. - К примеру, многие возмущаются сегодня, что у нас нет свободы однополых браков. А я говорю: «Слава богу, что нет абсолютной свободы. Давайте брать хорошее, чтобы было в нашем прокате кино, которое мы любили во времена СССР». Я помню те времена только с хорошей стороны и остаюсь коммунистом в душе. И сегодня отказываюсь сниматься в фильмах, сюжеты которых связаны только с тем, что СССР хочет захватить весь мир. Вроде бы от нас ничего не скрывали в советское время, и я ничего подобного не помню. А потому и участвовать в этом не желаю. Я бы хотел, чтобы режиссеры думали не только о самовыражении, но и о людях, для которых они это делают, тогда, может быть, наш зритель снова пойдет в залы».

«Как показывает статистика, - говорит Вячеслав Шмыров, - люди старше 24 лет в кинозалы не идут. Поэтому серьезное отечественное кино можно увидеть только в форматах фестивалей. Считаю, что программа нашего фестиваля рассчитана на широкого зрителя – будут ретропоказы, будут фильмы маститых режиссеров и будет представлено творчество молодых. И это фильмы, которые представляют очень разные точки зрения о сегодняшней нашей жизни, о современном политическом процессе».

Церемония открытия фестиваля впервые проходила в органном зале «Родина». Зрители увидели немое кино начала ХХ века, где Леонид Оболенский предстал публике и в роли артиста, и в роли режиссера, в качестве тапера кадры черно-белого кино сопровождала органист-импровизатор Екатерина Мельникова.

Напомним, работы, представленные на фестивале, можно будет увидеть в кинотеатрах «Знамя», им. А.С. Пушкина, в Государственном историческом музее Южного Урала и в киноцентре им. Оболенского. Закрытие фестиваля пройдет 24 февраля, тогда же станут известны авторы фильмов-победителей.



Поделиться:
Дата публикации: 20 февраля, 2017 [09:47]
Дата изменения: 25 февраля, 2017 [00:41]